Подготовка пациентов
к сурдологическим исследованиям
Обследования слуха методами задержанной вызванной отоакустической эмиссии и регистрации стационарных (ASSR) и вызванных стволовых слуховых потенциалов (КСВП).Данные методы абсолютно безболезненны и безопасны для здоровья!
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – объективный метод исследования функции улитки. Его суть состоит в регистрации очень слабых звуков, производимых улиткой внутреннего уха. Главное при выполнении ОАЭ для пациента — сохранять тишину и спокойствие, расслабиться и не двигаться в течение нескольких минут, которые занимает диагностика. При проведении ОАЭ у детей лучшим условием является естественный сон, либо — спокойное бодрствование. Если ребенок плачет, учащенно дышит или беспокойно движется, получить объективные результаты не удастся.
Регистрация слуховых вызванных потенциалов — один их нейрофизиологических методов применяемых для объективной аудиометрии. Базируется он на регистрации электрических ответов слуховой системы мозга, преимущественно — ствола мозга.. Данный вид диагностики у детей проводится в состоянии сна. Если ребенок не будет спать достаточно долго, провести КСВП не удастся.
Чтобы подготовиться к исследованию, рекомендуется:
- Уложить ребенка спать накануне дня исследования на два часа позже;
- Утром разбудить на два часа раньше обычного;
- Не давать уснуть по дороге в медицинский центр, даже на несколько минут;
- Привезти к назначенному времени бодрствующим;
- Перед проведением диагностики ребенка можно покормить.
- Исследование обычно назначается на время дневного сна. Во время диагностики у ребенка должен быть глубокий сон в течение как минимум 40 минут.
Перед засыпанием врач осмотрит ребенка, выполнит тимпанометрию, подготовит кожу в заушной области и на лбу к наложению одноразовых электродов и наклеит их. Снаружи (или внутрь) уха устанавливаются наушники/внутриканальные телефоны, а к аппаратуре подсоединяются электроды.
Такие методы обследований, как отоскопия, исследование слуха шепотной и разговорной речью, исследование слуха камертонами, тимпанометрия и импедансометрия, специальной подготовки не требуют.
Подготовка ребенка к игровой аудиометрии.
Корректность результатов условно-рефлекторной и игровой аудиометрии зависит от подготовленности ребенка к обследованию. Чтобы получить точную аудиограмму, т.е. реакцию на самые тихие звуки, которые может слышать ребенок, его нужно научить это делать. В этом очень важна помощь родителей. Начальный этап полготовки – выработка условной поведенческой реакции. Прежде всего, следует научить ребенка выполнять какое-либо игровое действие по звуковому сигналу взрослого, например, катить мяч, бросать пуговицу или шарик в банку, надевать кольцо на пирамидку, складывать Лего и другие подобные действия. Важно, чтобы игра была интересна ребенку.
При этом взрослый создает звук, например, ударяя в бубен, барабан, по крышке кастрюли, хлопком в ладоши, дутьем в дудку, произнесением слогов типа «па-па-па», «ба-ба-ба», «ту-ту-ту». Причем ребенок должен видеть это действие взрослого, создающее звук.
Начинать следует с громких звуков, но не вызывающих у ребенка неприятных ощущений. Сначала ребенок должен видеть действие взрослого, вызывающее звуковой сигнал. Хорошо, если в начале тренировки второй взрослый или старший ребенок поможет малышу понять задание, выступая в роли модели поведения для малыша в этой ситуации. Один взрослый подает сигнал, а второй – вместе с малышом выполняет соответствующее действие – рукой самого ребенка или параллельно, вместе с ребенком.
Постепенно нужно добиться того, чтобы малыш ожидал звуковой сигнал и не начинал игровое действие без него. Важно менять действия, которые выполняет ребенок по звуковому сигналу, чтобы ему не надоело.
Чтобы игра была более интересной ребенку, полезно поменяться с малышом ролями: он подает звуковой сигнал, а взрослый выполняет действие.
Когда ребенок научится ждать звуковой сигнал и выполнять определенное игровое действие после предъявления сигнала, важно научить его информировать Вас, что сигнала нет – например, развести руки, покачать головой, обозначая «нет», «не слышу». Это облегчит различение ситуаций, когда ребенок не слышит звук, от ситуаций, когда ребенок отвлекся и пропустил сигнал.
Последний этап – тренировка реакции на тихие звуки. Когда ребенок научится реагировать на громкие звуки, надо научить его прислушиваться к более тихим звукам. Для этого сначала надо показать ему разницу между звучанием громких и тихих звуков, используя для этого барабан и сопровождая звук соответствующим жестом.
Подготовка малыша к исследованию слуха проводится ежедневно 2-3 раза в день. Продолжительность занятия 3-5 минут. Наглядный материал и задания нужно менять через 2-3 дня, а потом использовать их снова.
Постарайтесь сделать это интересной игрой, а не скучным уроком. Используйте ситуации и предметы, которые интересны ребенку. Хвалите ребенка за правильный ответ и радуйтесь вместе с ним.
Перед началом обследования полезно повторить домашнюю игру, чтобы напомнить ребенку его задачу отвечать игровым действием на звуки, применяемые при обследовании. Это поможет ребенку войти в игру и получить наиболее точные результаты.
УСПЕХОВ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!
